Что такое сажевый фильтр в авто и его назначение
Сажевый фильтр — это обязательный элемент для машин с дизельным двигателем. В отработанных газах есть канцерогенные вещества. Они опасны и для человека, и для природы. Поэтому на дизельных авто ставят сажевые фильтры. Они очищают выхлопные газы от вредных для окружающего мира примесей.
Что такое сажевый фильтр в автомобиле
Часто сажевый фильтр путают с катализатором. Оба элемента нужны для корректной и безопасной работы выхлопной системы. И оба предназначены для очищения вредных выбросов.
Приобрести все нужные детали для выхлопной системы автомобиля вы можете на OLX.
Чем отличается сажевый фильтр от катализатора?
Основное отличие заключается в том, где стоит сажевый фильтр и катализатор. Первый — элемент дизельных машин. А вот катализатор можно устанавливать на авто с бензиновым и дизельным двигателями.
Каталитический нейтрализатор не может очистить выхлопные газы от сажи. Мелкие частички попадают в воздух, а потом — в легкие. И дыхательная система человека не может фильтровать их. Поэтому в конструкцию машины и добавили еще один элемент, который повысит экологическую безопасность авто.
Другие отличия — в таблице.
Характеристика | Катализатор | Сажевый фильтр |
Очищение выхлопа | От большинства вредных выбросов | Только от сажи |
Внутренняя конструкция | Похожа на соты | Прямой туннель |
Ширина ходов | Узкие | Широкие |
Расположение | В выхлопном коллекторе или за ним | За катализатором |
Особенности работы | Ценные металлы нейтрализуют вредные выбросы | Накапливает продукты сгорания, но не меняет их химический состав |
Оба элемента со временем выходят из строя и требуют замены.
Типы сажевых фильтров
Есть два основных типа сажевых фильтров:
- DPF. Это полый цилиндр из керамики или металла. Его поверхность покрыта катализатором, что помогает окислять сажу. Очищение возможно с помощью регенерации.
- FAP. Похож на предыдущую модель, но при этом есть система самоочистки, которая помогает очищать фильтр от сажи, а не оставлять ее частички внутри.
Именно способ регенерации влияет на срок эксплуатации и эффективность сажевого фильтра.
Нет конкретных требований, где должен находиться сажевый фильтр. Каждый производитель сам выбирает для него место в выхлопной системе.
Принцип работы сажевого фильтра
В классическом исполнении сажевый фильтр похож на катализатор и состоит из нескольких компонентов. Среди них:
- металлический корпус — сделан в форме колбы;
- сердечник с сотами (сечение около 1 мм);
- датчики для отслеживания давления и температуры выхлопных газов.
Есть и комбинированные модели. В них сразу в одном модуле находятся элементы фильтра и катализатора.
Принцип того, как работает сажевый фильтр, условно делится на два этапа: фильтрация и регенерация. Частички сажи, проходя через фильтр, оседают на его стенках. При этом не появляется сопротивление выхлопу. Платиновый катализатор окисляет углеводороды и угарный газ, которые не сгорели. Это и есть процесс фильтрации.
Когда со временем пропускная способность сажевого фильтра уменьшается, запускается процесс регенерации. В современных моделях присутствуют одновременно и пассивная, и активная регенерация.
Пассивная регенерация предполагает автоматический процесс, который запускается в основном на магистралях (на большой скорости). Температура при этом достигает 600°C.
Активная регенерация происходит уже после определенного пробега, если предыдущий способ не сработал. На практике — это тот случай, когда вы в основном ездите по городским дорогам, не разгоняетесь и перемещаетесь на короткие дистанции. В машине просто не успевает возникнуть достаточная температура.
Преимущества использования сажевого фильтра
Основная задача сажевика — уменьшать выброс в атмосферу вредных веществ. Мелкие частицы наиболее токсичны и требуют особой фильтрации. Современным фильтрам удается задержать основную массу таких элементов — около 99,9%.
Преимущества использования сажевого фильтра:
- защищает цилиндры двигателя от попадания вредных частиц воздуха;
- снижает уровень выбросов в атмосферу, что улучшает экологическую обстановку;
- защищает двигатель от быстрого износа, не позволяя накапливаться саже.
При работе сажевый фильтр может немного влиять на мощность двигателя и расход топлива. Но если удалить фильтр, то использование дизеля будет еще большим.
Проблемы, связанные с сажевым фильтром
Допустимое количество сажи в сажевом фильтре определяет производитель — в каждой модели машины этот параметр отличается. В основном нормой считается от 40 до 90 г.
Проблемы, с которыми вы можете столкнуться в процессе эксплуатации сажевика:
- Засорение, из-за которого эффективность задерживания сажи и окисления токсичных веществ снижается.
- Дорогое обслуживание. Замена фильтра нужна каждые 200 тыс. км пробега, а при некачественном топливе — каждые 120 тыс. км.
Но при этом и обойтись без него сложно. Если вы удалите сажевик, дым из трубы будет слишком густым и черным. Нельзя избавляться от этого элемента, если машина находится на гарантии.
Признаки неисправного сажевого фильтра
Основная причина неисправности сажевика — чрезмерное количество сажи. Забивается фильтр часто естественным путем — из-за длительной эксплуатации. Если вы ездите мало и на короткие дистанции, у фильтра нет достаточно времени, чтобы нагреться и сжечь сажу. На ситуацию также влияют некачественное топливо с большим количеством примесей или проблемы с впрыском топлива.
На неисправность сажевого фильтра указывает несколько признаков:
- машина расходует больше топлива, чем обычно — примерно на 10-20%;
- двигатель теряет мощность и вы это ощущаете — примерно на 20-30%;
- при работе двигателя появляются видимый выбросы и есть запах дыма или горелой сажи;
- на регенерацию уходит больше времени, чем обычно;
- при диагностике появляется ошибка;
- температура двигателя выше из-за неправильного функционирования всего агрегата;
- есть шумы и вибрация;
- уровень масла падает.
На проблемы может указывать и индикатор на панели приборов. В современных машинах за это отвечает значок «Check Engine».
Методы решения проблем
Чтобы у вас не возникало форс-мажоров, используйте автоуслуги вовремя. Как можно избежать серьезных повреждений в работе фильтра:
- регулярно проверяйте состояние всех узлов и ключевых элементов;
- отдавайте машину на сервисное обслуживание;
- выбирайте качественное топливо и масло.
Если же сажевый фильтр уже не подлежит эксплуатации, замените его и перепрошейте ЭБУ. Своевременное обслуживание машины поможет вам продлить срок работы двигателя и защитить экологию.
Законодательные требования
Сажевый фильтр придумали для стран, в которые установлены жесткие нормы и требования к топливу. Образование сажи напрямую зависит от количества серы в дизеле. И при повышенной концентрации вещества сажи выделяется больше, а фильтр забивается быстрее.
Сажевый фильтр — это защита и для автомобиля, и для окружающей среды. Но законодательно в Казахстане нет ограничений относительно сажевика. Этих же требований нет и в соседних государствах.
Если вы соберетесь ехать в Европу на машине, то там могут возникнуть проблемы на границе. Дело в том, что при въезде не территорию многих стран есть ограничение — ТС должны соответствовать стандарту «Евро-5».
Современные производители авто стремятся к тому, чтобы создать безопасный для экологии транспорт. Поэтому полностью отказываться от сажевого фильтра не стоит.
Заключение
Сажевый фильтр — это важный элемент в конструкции автомобиля, который работает на дизеле. Благодаря ему снижается негативное влияние на природу от сжигания топлива.
Чтобы не навредить авто и окружающей среде, регулярно проводите техническое обслуживание транспортного средства. Не стоит отказываться от сажевика, ведь это плохо повлияет на работу двигателя, окружающую среду и ваши возможности по въезду в другие страны.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Финальную отделку стен в доме или квартире обдумывают еще на этапе дизайн-проекта…
Часто вопрос шумоизоляции появляется тогда, когда ремонт уже сделан, а дом обжит…
Перегрев двигателя из-за жары — распространенная проблема. Но игнорировать ее нельзя, поскольку…
Чтобы лето точно запомнилось, добавьте в него активный отдых. А последние месяцы…