Что такое форсунки двигателя и как понять, что они работают неправильно
И начинающему, и опытному автолюбителю необходимо знать о главных элементах в конструкции двигателя. Дальнейшая информация будет полезна тем, кто хочет узнать, что такое форсунки в автомобиле, каковы признаки неисправности форсунки, когда их менять. Топливные форсунки — это один из главных элементов системы двигателя, отвечающий за впрыскивание топлива.
Деталь имеет и другие названия — инжектор, распылитель. Инжекторы используются в бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания. Форсунка бензинового двигателя (или дизельного) распыляет горючее. Элемент способствует получению смеси воздуха и топлива в оптимальном соотношении.
Количество форсунок в двигателе зависит от количества цилиндров. Сами элементы находятся на головке блока этих самых цилиндров. В большинстве случаев в современных автомобилях используются 4 распылителя.
Как работают форсунки
Форсунки бензинового двигателя заметно отличаются от деталей для дизельного мотора. Во-первых, у них другой механизм сжигания топлива. Во-вторых, давление в дизельном двигателе в разы выше, чем в бензиновом. Детали впрыска топливной системы могут быть:
- пьезоэлектрическими;
- электрогидравлическими;
- механическими;
- электромагнитными.
Механическая топливная форсунка — это деталь, работа которой напоминает функционал насоса, под большим давлением распыляющего жидкость. Современная техника оснащена инжекторами с электронным управлением. Электронный блок управления впрыском определяет работу клапана и регулирует объёмы распыления. Среди главных характеристик детали:
- давление вначале впрыска;
- минимальная цикловая подача топлива;
- динамический диапазон работы;
- время закрытия и открытия;
- дальнобойность факела;
- угол распыления;
- размер распыляемых частиц.
При нарушении хотя бы одной из характеристик наблюдаются проблемы в работе. Владельцу авто нужно научиться отличать поломки инжектора с неисправностями других узлов.
Главные неисправности топливных форсунок
Поломок инжектора не так много. Однако все они приводят к ухудшению распыления топлива, сбоям в работе цилиндров, увеличению дымности, падению мощности.
Нарушение регулировки давления начала впрыска
Устройство не пропускает топливо, когда это надо. Это может быть связано с потерей сигнала на открытие: в проводке распылителя есть обрыв. Следующая причина такого поведения — забитый распылитель, который не даёт пропускать горючее в нужном объёме.
Потеря герметичности
Вторая популярная поломка инжектора — потеря герметичности. При нарушении герметичности запорная игла не может перекрыть сопло распылителя и узел даёт течь. Это наиболее частая неисправность.
Проблема решается притиркой иглы к седлу распылителя или её заменой вместе с распылителем. Обнаружить неисправность легко по характерным подтёкам.


Неправильное распыление
Третья популярная проблема — неправильное распыление топлива. Распыление должно быть мелкодисперсным, но иногда факел распыления нарушается до такой степени, что горючее просто течёт.
Есть и другое состояние — топливо поступает в малом количестве, что не даёт ему воспламеняться и гореть правильно. Необходимо провести чистку форсунок с помощью специальных присадок или механическим способом (специальная тонкая проволока).
Какие главные признаки неисправности форсунок
Признаки забитых форсунок со временем начнёт различать любой владелец автомобиля. Симптомы неисправности форсунок инжектора следующие:
- запах бензина в салоне;
- увеличение токсичности выхлопной системы;
- нестабильные или плавающие холостые обороты;
- вибрация двигателя из-за невозможности воспламенения одного из цилиндров;
- рывки двигателя;
- двигатель не хочет запускаться;
- чёрный дым из выхлопной трубы;
- снижение динамики разгона;
- замыкающая проводка, которая мешает правильно работать инжектору.
Первым делом на наличие проблем с инжектором реагирует электроника. На панели приборов загорится соответствующий индикатор Check engine. Хотя причина его появления может быть и другой, следует немедленно проверить состояние мотора.
Причины неисправности
Автовладельцу нужно знать не только о признаках забитых деталей, но и про причины неисправности форсунок. Среди таковых:
- экономия на качестве топлива;
- наличие коррозии;
- естественный износ;
- неисправность топливного фильтра;
- ошибки при монтаже детали;
- перегрев;
- обрыв кабеля к блоку управления;
- попадание влаги (в дизеле).
При любых проявлениях неправильной работы системы впрыска необходимо проверить работу инжектора. Сделать это можно и в домашних условиях.
Проверка исправности бензиновых форсунок в домашних условиях
Опытные автовладельцы могут определить неисправности распылителей топлива на слух. Появившийся неравномерный цокот слышен очень хорошо. Нужно убедиться не только в том, что все форсунки щелкают, но и делают ли они это синхронно. Не должно быть слышно шипения, свиста или других звуков.
Если бензиновые форсунки плохо работают, каждую из них проверить можно светодиодом. Для этого его подключают последовательно с катушкой. Он должен мигать в такт с работой мотора — это значит, что питание есть. Но метод не стопроцентный.
Можно измерить сопротивление обмотки соленоида. Для начала нужно узнать номинал сопротивления в паспортных данных. Омметр должен показать соответствие данных. Измерения производят при отсоединенном разъеме между питающим контактом и корпусом.
Проверка исправности дизельных форсунок своими руками
Существует проверенный способ вычисления проблемных дизельных форсунок. Его выполняют по такому алгоритму:
- двигатель на холостом ходу доводят до оборотов, когда проблема слышна отчётливо;
- каждую из форсунок отключают в месте крепления магистрали высокого давления (ослаблением накидной гайки);
- при отключении исправной детали двигатель меняет работу, если форсунка имеет проблемы, тогда мотор продолжает работать в прежнем режиме.
Используют также метод прощупывания топливопровода на наличие толчков. ТНВД пытается подавать топливо под давлением, но забитые форсунки не дают этого сделать. Проблемный штуцер определяется и по завышенной температуре.
Когда проводится профилактическая чистка форсунок
Специалисты рекомендуют проводить профилактическую чистку бензиновых и дизельных распылителей через каждые 20-30 тыс. км. Но необходимо учитывать также качество топлива, общий моторесурс. Если машина эксплуатируется в городе, часто стоит в пробках, профилактическую чистку проводят чаще. Процедуру повторяют через каждые 15 тыс. км пробега.
Чистка проводится разными способами. Один из них — использование специальных присадок, которые добавляются в топливо. Есть и другие способы. Например, ультразвуковая чистка, которая также не требует снятия деталей.
Наиболее эффективный способ — промывка в сервисном центре на специальном стенде. При правильной эксплуатации и заправке качественным топливом инжектор способен прослужить до 100-150 тыс. км. Если куплен автомобиль с пробегом более 50 тыс. км, тогда первой задачей владельца будет проверка работы форсунок.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Что поможет сделать ваше передвижение на авто еще более комфортным, безопасным и…
Беспроводная зарядка — это специальное устройство, которое позволяет быстро заряжать телефон, наушники…
Идеальный макияж — это не миф, созданный социальными сетями, и не секрет…
Беспроводные наушники — аксессуары, которые работают без подключения к основному устройству через…