Как работает сцепление в автомобиле
В обеспечении бесперебойной работы автомобиля и его долговечности играет ключевую роль каждая деталь. Все, от двигателя до тормозов, должна работать слаженно, чтобы автомобиль был безопасен и надежен на дороге. Одной из таких важных деталей является сцепление. Понимание работы сцепления помогает избежать его преждевременного износа и обеспечивает безопасное вождение. Далее, рассмотрим, как именно работает сцепление и и из чего оно состоит.
Что такое сцепление в автомобиле
Вам следует знать, что сцепление авто – это механизм, отвечающий за передачу крутящего момента от мотора колесам, отключающий ведущий вал от трансмиссии. Благодаря такому устройству в авто вы можете плавно трогаться с места, стоять с работающим двигателем, производить плавное переключение передач. Неисправности узла приводят к проблематичному переключению передач, резкому троганию с места, отсутствию динамики во время движения и т. д.
Такой механизм используется только в автомобилях с механической коробкой передач. В моделях с автоматической коробкой за переключение скоростей отвечает гидротрансформатор, а сама педаль сцепления отсутствует.
Конструкция сцепления
Независимо от автомобиля схема работы сцепления примерно одинаковая. Если речь идет про сухой фрикционный механизм, в нем присутствуют следующие автозапчасти:
- диск сцепления;
- выжимной подшипник;
- корзина сцепления;
- маховик.
Диск сцепления или ведомый диск находится между маховиком и корзиной, а его ступица надета на первичный вал коробки. Диск – сборная деталь, основа которого – металлический диск с фрикционными накладками с обеих сторон. Также в конструкции предусмотрены демпфирующие пружины, их задача смягчать удары, делать передачу крутящего момента плавной.
Выжимной подшипник – узел, упирающийся в центральную часть диафрагменной пружины. Подшипник производит сжатие пружины при выжимании сцепления. Механизм оберегает муфту от чрезмерной нагрузки.
Нажимной диск автомобилисты называют корзиной за некоторое сходство с этим предметом. Конструкция состоит из корпуса и нажимного диска, который соединен с корпусом одной пружиной (диафрагмой) или несколькими пружинами. Пружины постоянно прижимают диск, благодаря чему осуществляется передача крутящего момента коробке передач. Корзина жестко соединена с маховиком и вращается с ним, как единый механизм.
Маховик – устройство, получающее энергию от двигателя и передающее ее коленвалу, механизму сцепления. Благодаря маховичному накопителю энергия распределяется равномерно.
Маховик изготовлен из металла, а износиться в нем могут только зубья. Специалисты СТО, предоставляющие авто услуги, утверждают, что маховичный накопитель способен служить дольше самого двигателя.
Маховик может быть одномассовым (в большинстве автомобилей) или двухмассовым. Любители тюнинга и быстрой езды часто используют облегченный вариант запчасти. Легкий одномассовый маховик обеспечивает быстрый набор скорости. Двухмассовый или составной маховик лучше гасит вибрации и рывки, но он заметно дороже и сложнее в ремонте.
Принцип работы сцепления
Даже если вы начинающий автолюбитель, вам стоит знать, как работает сцепление в автомобиле, зачем нужен диск сцепления или другие детали механизма. Большую часть времени сцепление в автомобиле включено: то есть диск прижат к маховику. Принцип работы сцепления выглядит следующим образом:
- Вначале вы нажимаете на педаль сцепления.
- Усилие от педали через трос или гидравлику передается к вилке.
- Выжимной подшипник смещается и утапливает листки пружины (диафрагмы).
- Временно разрывается связь двигателя с трансмиссией.
- Вы включаете нужную передачу и плавно отпускаете педаль.
- Скорость вращения ведомого диска и маховика уравнивается.
- Диск сцепления плотно прижимается к маховику и передача крутящего момента продолжается.
Таким образом нет никаких особых сложностей в работе механизма. Понять принцип действия очень просто.
Типы сцепления
По мере усовершенствования автомобиля менялась и конструкция сцепления. Самой популярной конструкцией еще с прошлого века считается однодисковый фрикционный механизм. Такой вариант прост в обслуживании и ремонте, стоит недорого. Его недостатком считается сравнительно невысокая производительность.
В грузовых автомобилях или гоночной технике применяется двухдисковое сцепление. Такая конструкция осуществляет передачу большего крутящего момента. Кроме того, механизм с двумя ведомыми дисками служит дольше. Естественно, такая вариация дороже и сложнее в обслуживании.
Если нужна передача максимального крутящего момента, то используются многодисковые механизмы. Многодисковым считается сцепление, в котором 3 и более ведомых дисков. Такой механизм позволяет передавать максимальный крутящий момент. Увидеть такую разновидность вы можете на мощных легковых и грузовых машинах, строительной технике. Из-за более сложной конструкции система намного дороже и сложнее в ремонте.
Признаки неисправности сцепления
Вам также нужно знать, какие есть симптомы износа сцепления, чтобы вовремя принять меры по устранению проблемы. Из наиболее популярных проявлений:
- усиливается шум при нажатии на педаль (дело в износе пружины или выжимного подшипника);
- проскальзывание сцепления (стирание фрикционного диска);
- движение машины рывками (износ троса, тарельчатой пружины, выжимного подшипника);
- педаль сцепления не возвращается в исходное положение (воздух в системе, износ уплотнителей);
- хруст при переключении передач (неисправность тросика на механике и попадание воздуха на гидравлике);
- запах гари в салоне при проскальзывании сцепления (вышел из строя прижимной диск).
Конечно, существуют и другие симптомы, но именно эти чаще всего будут беспокоить вас при неисправностях.
Причины поломок сцепления
Основные неисправности сцепления возникают по причине износа отдельных деталей. Поскольку речь идет о трущихся между собой элементах, они постепенно разрушаются. Если вы аккуратно водите машину, первые признаки износа проявляются не ранее чем на 60-100 тыс. км пробега.
Некоторые ваши действия могут существенно ускорить поломку механизма. Например, резкие старты с места или торможения быстрее изнашивают детали. Причем страдают и другие узлы. Эксплуатация техники при наличии признаков износа дополнительно усугубляет положение – лучше решать проблему на первых порах. Обратитесь за помощью к профессионалам. Например, можно найти ближайшее СТО с помощью OLX.
Естественно, возможны и дефекты самих деталей. Поэтому покупайте только новые комплектующие в проверенных автомобильных магазинах. Лучше заплатить больше за одну деталь, чем ремонтировать половину двигателя.
Диагностика и проверка сцепления
Существует несколько популярных у автомобилистов способов проверки состояния сцепления. Первый из них – визуальный осмотр деталей. Но добраться к механизмам в гаражных условиях достаточно сложно. Поэтому лучше посетить СТО, где смогут определить наличие неисправности.
Определить наличие проблемы вы сможете и самостоятельно. Для этого поставьте авто на ручной тормоз, включите 3 или 4 передачу и попробуйте тронуться с места. Если мотор вашего авто глохнет, система сцепления в порядке.
Замена сцепления
Если управление машиной стало менее комфортным, ощущаются проблемы в работе сцепления, не стоит откладывать ремонт в долгий ящик. Замену деталей сцепления лучше доверить специалистам.
Во-первых, для них у этого есть достаточный опыт. Во-вторых, весь необходимый набор инструментов. Некоторые автомобильные бренды при ремонте нуждаются в «родном» оборудовании.
Кроме того, опытные автомеханики сделают работу намного быстрее и качественнее. Они помогут вам выбрать хорошие запчасти, порекомендуют производителей. При наличии инструментов, условий для выполнения замены запчастей, достаточного количества свободного времени, работы по замене деталей вы сможете провести и самостоятельно.
Профилактика и уход за сцеплением
Система будет работать долго и безупречно, если вы бережно эксплуатируете автомобиль. Даже нажатие педали играет важную роль в длительности службы узла: саму педаль нажимайте до конца и отпускайте плавно. Если же выжимать ее не полностью, износ деталей будет ускоряться.
Кроме того, избегайте резких маневров, таких как резкий старт с места или резкое торможение. У вас крайне редко возникает необходимость в выполнении таких действий.
При малейших проявлениях неисправностей проверьте систему сцепления. Лучше делайте это на станции техобслуживания, где для этого есть необходимое оборудование.
Заключение
Сцепления – механизм, которым оснащены все современные автомобили с механической коробкой передач. Бережная эксплуатация авто существенно продлевает срок службы узлов системы. При малейших признаках неправильной работы проверяйте состояние всех узлов и вовремя меняйте изношенные детали.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
К гололеду стоит готовиться заранее, даже если прогноз погоды обещает снежную или…
Если вы хотя бы раз, выходя из душа, подумали о том, чтобы…
Морозы, гололед и сугробы по колено — не повод отказываться от физической…
Шапка — это обязательная вещь в гардеробе, когда столбик на градуснике опускается…