Коробка-робот, автомат или механика: в чем разница
Какая коробка передач надежнее? Что экономичнее — автомат или механика? Что такое коробка робот и в чем ее преимущества по сравнению с другими? Какая коробка лучше — автомат или механика для новичка, а что стоит выбрать опытному водителю? Автомобильная промышленность постоянно развивается, предлагает новые решения с уникальными возможностями. Поэтому неудивительно, что вопросов, связанных с системой управления машины, всегда много как у опытных, так и начинающих автомобилистов.
Какие есть коробки передач
Главный элемент в большинстве современных автомобилей — двигатель внутреннего сгорания. Когда топливо сгорает, образуется энергия, которая передается на поршни. Те, в свою очередь, посредством активности шатунов запускают вращение коленчатого вала. А коленвал через маховик объединен с трансмиссией — системой, отвечающей за распределение крутящегося момента на ведущие колеса.
Коробка передач во всей этой системе является элементом, который распределяет момент вращения в зависимости от потребностей водителя. Проще говоря, именно эта деталь отвечает за то, что при одинаковых оборотах коленвала машина может перемещаться с разными скоростями или активизировать задний ход.
В зависимости от конструкции и принципа работы различают несколько основных разновидностей коробок передач. Это роботизированная, вариаторная, коробка-автомат и механика. Рассмотрим особенности каждой:
- Механическая.
Механическая коробка переключения передач среди всех видов является самой старой. Состоит из двух валов (первичного и вторичного) с шестернями. Чтобы понять, как работает механика в машине, надо знать, что для каждой передачи есть своя пара шестерен, которые взаимодействуют между собой. Коленвал воздействует на первичный вал, а затем вторичный распределяет крутящийся момент на колеса.
Если говорить о том, чем отличается механическая коробка передач от автоматической, то главное различие — в способе управления. Если в машине установлена коробка механика, водитель выбирает нужную передачу вручную перемещением рычага. Он в свою очередь связан с шестеренками КПП — в зависимости от выбранной передачи, входит в сцепление то с одной, то с другой парой зубчатых колес.
- Автоматическая.
Споры о том, что лучше — механика или автомат, основываются на разнице в работе двух КПП. Автоматическая коробка переключения передач по строению и способу функционирования похожи. Главная разница механики и автомата состоит в том, что в первом случае сцепление осуществляется посредством нажимания специальной педали, автоматическая коробка передач эту задачу выполняет без дополнительных действий. В машинах, где установлены автоматические коробки передач, за сцепление отвечает специальный узел — гидротрансформатор, а педаль сцепления отсутствует.
Говоря о том, как работает коробка автомат, стоит отметить, что владельцам таких автомобилей переключать передачи нужно только во время паркования, включения заднего хода или перевода на авто на нейтраль. При смене скоростей оптимальная передача выбирается системой автоматически.
- Роботизированная.
Это по сути коробка автомат и механика 2 в 1, то есть гибридная КПП, которая сочетает в себе особенности двух типов управления. В основе системы использована механическая коробка передач, к которой присоединили электронику, взявшую на себя функции сцепления, поэтому третья педаль в таких системах отсутствует. Таким образом водитель рычагом выбирает нужную передачу, а шестерни автоматически соединяются в нужные пары.
- Вариатор.
Начинающие водители иногда интересуются: коробка вариатор — это механика или автомат? Но эта КПП работает совершенно по другому принципу. Также есть принципиальное отличие вариатора от робота. В вариаторных КПП отсутствуют шестеренки, но есть конусообразные шкивы, а между ними — цепь или клиновидный ремень. Если сравнивать робот, вариатор и автомат, ВКПП обеспечивает более плавный ход. Такие системы еще называют бесступенчатая трансмиссия.
Чтобы решить для себя, что надежнее — вариатор или автомат, какая коробка передач лучше — автомат или механика, стоит более детально рассмотреть характеристики каждой КПП.
Характеристики автоматической коробки передач
АКПП — это автоматическая коробка передач. На сегодня один из самых популярных вариантов трансмиссии. Сначала были на 3-4 передачи, теперь есть варианты и на 8. Говоря о том, есть ли сцепление на АКПП, то эта функция возложена на гидротрансформатор. Но специфическая конструкция требует большого количества масла (в среднем 8-12 л).
Рассказывая о том, что такое коробка автомат (АКПП), стоит упомянуть, что по строению такие трансмиссии бывают адаптивные и регулируемые. Чтоб выбрать для себя, какая коробка автомат лучше, надо знать, что регулируемые подчиняются действиям водителя (выбирает режим вождения из имеющихся — эконом, город, спорт, зимний), а адаптивные автоматически подстраиваются под стиль езды.
Сравнивая, что собой представляет машина автомат и механика, разница очевидна по многим параметрам. Автомобили с АКПП для большинства водителей являются более комфортными, благодаря высокой скорости переключений передач на автомате, но стоимость таких машин, как правило, выше. Также дороже обходятся автозапчасти для АКПП и ее ремонт. Хоть современные автоматы считаются довольно надежными, но от поломки, в силу сложной конструкции, не защищены. Использование АКПП бережет ресурс мотора.
Машины на автомате в своем большинстве оснащены современными технологиями, которые позволяют более эффективно расходовать топливо, в том числе в условиях езды в пробках. В большинстве случаев не возникнет проблемы и с тем, как выехать из грязи на автомате, но в условиях бездорожья может понадобиться помощь эвакуатора.
Плюсы и минусы АКПП
Разобравшись, что собой представляет коробка автомат, плюсы и минусы агрегата оценить намного проще.
Преимущества АКПП:
- удобство вождения, в том числе для новичков;
- неприхотливость в обслуживании;
- плавность работы;
- при езде под горку машина не покатится назад.
Недостатки АКПП:
- потребление большого количества масла;
- дорогой ремонт;
- относительно большой расход топлива;
- сравнительно низкий КПД из-за отсутствия жесткой связи с двигателем.
Несмотря на некоторые минусы, популярность коробок автоматов стремительно растет. В условиях правильного техобслуживания, АКПП может прослужить не меньше 300-400 тыс. км.
Данные у МКПП
С установленной МКПП (механика) машина — это классика мирового автопрома. Несмотря на то, что на сегодня существуют коробки с более современными технологиями, многие автовладельцы, выбирая что лучше — АКПП или МКПП, без колебаний отдают предпочтение последнему.
Механика или автомат — главный спор между автолюбителями. Но если понимать, какая разница между механикой и автоматом, становится легче определиться с личным выбором. Автомобили с МКПП дешевле, чем автоматы, но во время вождения от водителя потребуется больше усилий и внимательности. Механика автомобиля надежная, в случае поломки может быть недорого отремонтирована. Такие авто обычно обладают высокой проходимостью, а их двигатель — мощным ресурсом. Водитель может контролировать потребление топлива, выбирая оптимальную передачу, но оказавшись на загруженных городских дорогах с частыми пробками, механика может быть не слишком удобной.
Плюсы и минусы МКПП
Рассмотрим основные минусы и плюсы механики.
Основные преимущества механической коробки передач:
- невысокая цена;
- экономное потребление масла;
- возможность езды накатом без риска буксировки;
- высокий КПД двигателя;
- легкий запуск зимой;
- реально запустить авто с толчка.
Недостатки МКПП:
- более сложно управлять, чем автоматом (особенно для новичков);
- при недостаточном опыте вождения легко спалить сцепление;
- необходимо переключаться не между 2, а 3 педалями;
- быстро изнашивается ферадо.
Механической коробкой передач снабжают не только бюджетные автомобили, но и некоторые модели премиум-класса.
Коробка вариатор (CVT)
Вариаторные коробки были созданы относительно недавно, но уже составляют серьезную конкуренцию автоматам. Понять причину этого легко, если знать плюсы и минусы коробки вариатор.
В автомобилях с вариаторами, как и в машинах с АКПП, есть только 2 педали и это повышает комфорт для водителя, особенно в условиях городских пробок. Стоимость таких автомобилей также близка к ценам на машины, укомплектованные автоматами. Это довольно надежные системы, но если понадобится ремонт электронных компонентов, автовладельцу придется выложить немаленькую сумму. Вариаторы довольно экономно расходуют топливо. По сравнению с автоматами отличаются лучшей проходимостью, но в некоторых условиях могут создавать повышенную нагрузку на двигатель, что сказывается на его ресурсе.
Плюсы и минусы CVT
Зная, что собой представляет вариатор, за и против такой КПП определить довольно просто.
Плюсы вариаторов:
- комфорт в использовании;
- высокие рабочие показатели КПД;
- экономный расход топлива;
- во время езды нет рывков и толчков;
- динамичный разгон;
- возможность легко трогаться под горку.
Минусы вариаторов:
- потребляет большое количество масла;
- дороговизна сервисного обслуживания и ремонта;
- при буксовании возможен перегрев.
Несмотря на некоторые недостатки автомобили с коробкой CVT становятся все более популярными.
Роботизированная коробка
Прежде чем анализировать плюсы и минусы коробки робот, стоит сказать, что она сочетает в себе лучшие качестве МКПП и АКПП, но при этом имеет отличительные качества.
Роботизированные КПП иногда могут притормаживать при переключении передачи, что не лучшим образом сказывается на комфорте водителя. Хотя в условиях городских пробок даже такая система будет более удобной, чем механика. Авто с РКПП обычно демонстрируют неплохую проходимость, а потенциал двигателей рассчитан на повышенные нагрузки. В сравнении с традиционным автоматом роботы потребляют меньше топлива, но в случае поломки ремонт обойдется не дешевле, чем реконструкция АКПП. Да и стоимость автомобилей с роботизированными коробками примерно такая же, как цены на машины аналогичного класса с автоматами.
Плюсы и минусы роботизированной коробки передач
Преимущества коробки-робот:
- отсутствие педали сцепления;
- экономное потребление топлива;
- для работы системе требуется немного масла (меньше, чем механике);
- есть возможность езды накатом.
Помимо «задумчивости», к недостаткам РКПП можно отнести толчки при переключении передач, а также склонность к откатам при старте.
Результат сравнения коробок передач
Чтобы решить, какой автомобиль купить, важно знать, чем хороша КПП робот, плюсы и минусы автомата и механики, понимать особенности коробок-вариаторов. Наглядно разобраться в различиях между ними поможет эта таблица.
Механика | Автомат | Робот | Вариатор | |
Стоимость автомобиля | Обычно самые дешевые | Дороже механики | В большинстве случаев сопоставима с АКПП | Цена может быть разной, но чаще в пределах стоимости автоматов |
Комфорт водителя | Требует от водителя усилий и опыта | Комфортное управление, удобное для новичков | Из-за задержки реакции для некоторых водителей может быть неудобным | По комфорту сопоставимы с автоматами |
Надежность | Из-за простоты конструкции и несклонности к поломкам считается самой надежной | Из-за сложности конструкции может подвергаться поломкам | Довольно надежная коробка, но иногда случаются поломки электроники | Обычно надежная КПП, но при неправильной эксплуатации возможны поломки |
Стоимость ремонта | Относительно невысокая | Если возникнет необходимость замены внутренних компонентов, стоимость может быть довольно высокой | Если нужен ремонт электронных составных, ремонт обойдется дорого | Стоимость починки сопоставима с ремонтом АКПП |
Экономия топлива | У водителя есть возможность контролировать расход топлива методом подбора оптимальной передачи | Расход топлива выше, чем у механики, но в современных моделях воплощены технологии, позволяющие экономить | Потребляют меньше топлива, чем автоматы | В плане расхода топлива сопоставимы с автоматами |
Езда в пробках | Может быть некомфортной из-за необходимости часто переключать передачи | Более комфортная, чем на механике | Из-за возможных задержек при переключении комфорт ниже, чем при езде на автомате | Довольно комфортная |
Проходимость | Водитель может самостоятельно контролировать мощность двигателя, крутящийся момент, что улучшает показатели проходимости | Менее эффективна чем на механике, особенно в условиях сложного бездорожья | Демонстрирует довольно гибкую проходимость | Гибкость настроек позволяет выбрать оптимальную программу для езды по разным типам местности |
Ресурс | Высокий | Высокий | В условиях некорректных переключений передач возможна повышенная нагрузка на узлы и более быстрый износ | Обладает ресурсом, сопоставимым с автоматом |
Определить, что лучше — автомат или механика, робот или вариатор, будет легче, если учитывать особенности каждого вида КПП и информацию, предоставленную в этой статье.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Разнорабочий — это не самая банальная профессия. Обязанности такого работника могут значительно отличаться в зависимости…
Когда вы выбираете гаджет для работы, развлечений или учебы, с легкостью можете запутаться в количестве…
Шкаф — один из самых практичных видов мебели в доме. Он может вмещать в себя кучу вещей…
Если вы думаете, что дополнить стильный образ можно только ювелирными украшениями, камнями и платиной…