Развал-схождение: что это, зачем и как часто делать
Если мир держится на трех китах, то машина держится на четырех колесах. Когда те деформируются, управлять машиной сложно и опасно. В автомобильных колесах есть три основных параметра: кастер, развал и схождение. Когда нужно отрегулировать угол колеса, берутся именно за них. Обычно этого хватает, чтобы машина ездила исправно. В спортивных машинах могут появляться дополнительные параметры.
Далее поговорим о том, что такое развал-схождение, зачем он вашей машине и как часто нужно делать сход-развал.
Что такое развал-схождение колес?
Сход-развал или развал-схождение — это процесс регулировки колес на машине. Их выравнивают относительно кузова. И в этой процедуре два этапа: сход и развал.
На OLX вы можете найти специалистов, которые занимаются этим и могут быстро восстановить ваш автомобиль.
Развалом называют угол между условной вертикалью в машине и плоскостью, в которой вращаются колеса. Заменить неровный угол можно, если смотреть на машину прямо — спереди или сзади. Развал бывает двух видов:
- Если вверху колесо выходит наружу — это положительный.
- Если наружу смотрит нижняя часть колеса, тогда это отрицательный.
Машины с развалом положительным чаще относятся к грузовым или спецтехнике.
Чтобы увидеть схождение, нужно уже использовать не вертикаль, а продольную ось. А заметить изменения в угле можно, если смотреть сверху и снизу. Здесь тоже есть положительное схождение — это когда спереди колесо вывернуто в середину, отрицательная — когда наружу.
Нередко встречается и кастер. Это угол между все той же вертикалью и осью, по которой поворачивается колесо. Положительным он будет тогда, когда колесо повернуто к передней части машины. Если угол составляет до 6-10°, он абсолютно нормальный для современного авто. Благодаря этому колеса стабилизируются при увеличении скорости.
Отрицательный кастер имеет противоположное значение. И этот вариант постановки колес был популярен на старых машинах. Когда на авто есть усилитель руля, такой кастер без надобности.
Зачем проверять углы на колесах?
Если вас интересует, нужно ли делать сход-развал, то да, нужно.
От того, как стоят колеса в машине, зависит стабильность на дороге. А от этого фактора зависит безопасность людей. Если угол будет неправильным, то при резком торможении машину попросту занесет в сторону. Как минимум неправильный развал-схождение влияет на резину.
Причины, почему нужно регулировать колеса:
- устойчивость увеличивается, а машину не ведет на поворотах и при нажатии на тормоз;
- управляемость становится лучше, машину меньше заносит, а маневренность увеличивается;
- шины служат дольше, а вы экономите топливо.
Если вас все еще терзает мысль, а нужно ли делать развал-схождение, то эта процедура снижает риск аварии на дороге. Настроив правильно колеса, вы позаботитесь о себе, своих пассажирах и других участниках дорожного движения.
Когда нужно делать сход-развал?
Есть плановые и внеплановые ситуации, в которых нужно отрегулировать угол колес. В каких случаях делают развал-схождение чаще всего:
- вы купили автомобиль с рук и хотите точно быть уверенным в его стабильности;
- когда вы заменили коробку переключения передач;
- после сезонной замены резины;
- когда поменяли детали на подвеске — это касается сайлентблоков, шаровых опор, рычагов и других элементов;
- когда отремонтировали или заменили рулевое управление — касается реек, рулевых наконечников, тяг.
Как часто делать развал-схождение, зависит от ситуации. Например, вы на дороге ощущает плохую управляемость: машину ведет в сторону, а радиусы разворота отличаются.
Следите за состоянием резины. Если она изнашивается неравномерно, нужно проверить сход-развал. Еще одним признаком проблем с углами колес становится большой расход топлива. Он увеличивается по разным причинам, однако и колеса проверить не будет лишним.
Обычно производитель указывает, как часто нужно делать развал-схождение, чтобы машина работала исправно. Для профилактики проверять нужно колеса каждые 15-20 тыс. км пути. Четких рекомендаций здесь нет. Ведь на дороге попадание в одну глубокую яму уже может деформировать колеса.
Как делается данная процедура?
Для понимания ситуации разберемся, как делается сход-развал и что для этого нужно. Примерный алгоритм действий на СТО:
- Специалист осматривает подвеску. Нет смысла настраивать колеса, когда ПА разбита или повреждена. В колесах на одной оси нужно проверить давление — тут оно должно быть одинаковым. Чтобы точно определить норму, нужно на машине найти специальную маркировку — она обычно есть на люке бензинового бака или на двери.
- Иногда машины нагружают перед выравниванием углов. Информация о такой нагрузке указана в руководстве по использованию транспорта.
- Машину загружают на специальный стенд, предназначенный для этой процедуры. Там колеса наезжают на так называемые «пятаки». Таким образом снимают нагрузку с подвески, но оставляют нагрузку на колеса. Пятаки должны беспрепятственно вращаться, если этого не будет, то и результат пострадает.
- На сами колеса надевают специальные датчики, при помощи которых отслеживают точное положение колес. Желательно, чтобы зажим был на шине, а не на диске, чтобы не поцарапать металл.
- В программу специалист вносит информацию о машине, а сам стенд подстраивается под конкретные требования. Если в машине есть пневмоподвеска, нужно еще и учитывать клиренс колес.
- Чтобы определить углы и положение колес, машину чуть прокатывают и вращают руль. После обязательно фиксируют и руль, и тормоз, чтобы не было ошибок.
- Далее специалисты уже регулируют колеса, используя специальные ключи. На стенде отображается точная информация. Когда колесо правильно настроено, оно попадает в специальную зеленую зону. Тогда специалист переходит к следующему колесу.
В этом деле есть много нюансов. Например, если давление в колесах на одной оси отличается, то даже при идеальном угле машину занесет. Сторона заноса — та, где меньшее давление в шинах. Если повреждены блоки рычагов, настраивать колеса нет смысла. А если вам приходится в сезон смены шин еще и регулировать угол колес, то сначала нужно «переобуть» машину.
Можно ли отрегулировать развал-схождение самому?
В теории вы можете попробовать самостоятельно отрегулировать угол установки колес. Однако при этом у вас будут неточные измерения и большая погрешность. Электронный стенд определяет угол колес до долей градуса.
Если вы хотите сделать это сами, можете воспользоваться дедовскими методами. Например, по длине машины натягивают нить параллельно колесам. Нужно померить расстояние от нити до колеса в двух точках. Если расстояние разное, то тут нужно регулировать угол. Для заднеприводных машин это расстояние должно быть в норме до 3 мм, а для переднеприводных — до 1 мм. Еще один способ определить угол — поставить строительный уровень к колесу.
Чтобы регулировать угол, нужно найти на стойке амортизатора специальный болт. Поворачивая его, вы можете менять положение колеса.
Все эти методы очень неточные. Они допустимы в том случае, если у вас нет возможности обратиться к специалистам. В других же ситуациях лучше доверить машину и свою безопасность профессионалам.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Финальную отделку стен в доме или квартире обдумывают еще на этапе дизайн-проекта…
Часто вопрос шумоизоляции появляется тогда, когда ремонт уже сделан, а дом обжит…
Перегрев двигателя из-за жары — распространенная проблема. Но игнорировать ее нельзя, поскольку…
Чтобы лето точно запомнилось, добавьте в него активный отдых. А последние месяцы…