Все про автомобильные лампы
В автомобиле находится около двухсот разных источников света: и освещение салона, и фары, и подсветка на приборной панели. Когда лампочки перегорают, это может причинить как маленький дискомфорт, так и вызвать серьезные неудобства. Например, ближний свет и противотуманные фары — это не столько о комфорте, сколько о безопасности всех участников дорожного движения.
Какие лампочки для автомобилей бывают и что нужно о них знать — разберемся далее.
История фар: от керосина до современных ламп
Первыми источниками света в машине были керосиновые фары. И они практически не давали желаемого освещения. В лучшую сторону ситуация изменилась с приходом ацетиленовых светильников, ведь те светили лучше. Но нюанс был в неконтролируемом потоке света, то есть переключиться между дальним и ближним светом не было возможности. Это ослепляло водителей встречных авто.
Первые электрические лампы в машинах были в форме мощных прожекторов. А настоящую революцию в этом направлении создала компания Bosch. Она выпустила лампу с двумя нитями накаливания. Массово использовать ее в конструкции авто начали в 1925 году. А с 1950-х годов применяют способ неравномерного освещения дороги.
За столетнюю историю лампочки авто пережили не одну трансформацию. Но при этом их принцип остается прежним: разделение ближнего и дальнего света, использование асимметричного светового пучка.
Виды лампочек для авто
Автомобильная лампа накаливания уже не актуальна, особенно — в иностранном автопроме. Сегодня автосвет представлен тремя основными лампочками: ксеноновыми, галогеновыми и светодиодными. Все эти виды лампочек автомобильных пользуются спросом. Они имеют свои плюсы и минусы, которые нужно учесть при выборе подходящей оптики.
Все варианты лампочек вы можете найти на OLX: здесь представлен большой выбор автосвета.
Галогеновые лампы
Галогеновые лампы для автомобиля — это своеобразная классика. Они представляют собой модификацию стандартных ламп. Здесь тоже есть вольфрамовая спираль, но она нагревается примерно до 3000°С. А защитой от перегорания служит газ, который находится в цоколе под большим давлением.
Плюсы таких ламп:
- большой выбор — модельный ряд здесь действительно огромный;
- хорошо работают даже при плохой погоде и на мокром асфальте;
- доступная стоимость;
- оптимальный уровень энергопотребления.
Недостатком галогеновой лампы считается кроткий срок службы в сравнении с другими вариантами. Они рассчитаны примерно на 1000 часов работы. Лампочки чувствительны к вибрации, а световой поток у них чуть хуже, чем у остальных. Из-за высокой температуры при нагреве со временем страдает поликарбонатный отражатель и рассеиватель фар.
Используют галогеновые лампы в фарах дальнего и ближнего света, противотуманках, дополнительном освещении.
Ксеноновые (HID) лампы
Ксеноновые лампы называют еще газоразрядными и HID. Это следующее поколение автомобильной оптики. Здесь не используют нить накаливания. Свет появляется благодаря плазме — ионизированному газу, который дает яркое свечение. А его состав влияет на температуру света.
Плюсы ксеноновых ламп:
- длительный срок работы — до 4000 часов;
- устойчивость к перегреванию и вибрациям;
- яркое свечение.
Минусом становится большое потребление электроэнергии и высокая стоимость.
В основном такие лампы используют в фарах дальнего и ближнего света. Здесь важен монтаж, поскольку они очень яркие и без правильной регулировки могут ослеплять водителей встречных машин. Не ставят лампы в противотуманки из-за особенностей рассеивания пучка света.
Светодиодные (LED) лампы
Когда вы ищете, какие лампочки лучше для авто, обратите внимание на светодиодные лампы. LED — это последний вариант оптики для авто. Их все знают по бытовому освещению. Но со временем технология перешла и в автомобили.
Плюсы светодиодных ламп:
- низкое энергопотребление;
- длительный срок службы;
- широкий выбор температур свечения;
- в спектре нет УФ-лучей;
- не боятся вибраций.
Однако стоят такие лампы дороже. Если сравнивать их с ксеноновыми, то дальности рассеивания и пучка света меньше. От этого снижается эффективность лампы на неосвещенных дорогах. Но если сравнивать все три варианта ламп, то в плохих погодных условиях и на мокром асфальте лучше всего справляются галогеновые лампы.
Используют светодиодные лампочки для габаритных и боковых фонарей, для подсветки салона, для головного света.
Какие лампы разрешены в Казахстане? Если производитель авто еще на заводе поставил LED-лампы в фары, то замена их на аналогичные возможна. А вот поставить светодиодную лампочку, к примеру, в галогеновую фару — нарушение. В этом штраф составляет 15 МРП (в 2024 году — 55 380 тенге).
Новейшие технологии
Технологии не стоят на месте. В последние годы в машинах используют светодиодные лазерные фары. Они обладают рекордным по дальности световым пучком — более половины километра.
Популярны сегодня и органические светодиоды (OLED), материалы в которых дают эффект электролюминесценции. Сегодня технологию используют в основном в премиальных моделях.
Классификация ламп
Когда вы уже определились, какие лампы можно ставить в фары, переходите к поиску подходящего варианта. Для этого нужно знать классификацию осветительных приборов и разбираться в стандартах.
Международные стандарты
Основные буквенные обозначения ламп по международным стандартам:
- H — галогенная лампа;
- T — миниатюрная лампа, цоколь вместе с колбой;
- R — металлический цоколь 15 мм и колба 19 мм;
- P — металлический цоколь 15 мм, диаметр колбы — 26,5 мм;
- BA — лампа штифтового типа;
- W — стеклянный цоколь.
После буквенного обозначения обычно идет число. Оно указывает номинальное напряжение в вольтах: 6, 12 или 24 В. Далее — номинальная мощность в ваттах: от 1 до 110 Вт. Последний символ — отличительная особенность от базовой модели (число от 1 до 3).
Характеристики мощности
На всех лампах указана номинальная мощность в ваттах. Для ламп ближнего света показатель ниже, для дальнего — выше. Суммарное значение определяет нагрузку на аккумулятор и генератор машины.
Желательно при замене ламп не ставить оптику, которая отличается по мощности от штатных моделей. Иначе будет вредный для машины перегруз электросети.
Виды цоколей автомобильных ламп
В международных стандартах есть отдельная классификация по виду цоколей. Например, H7 лампы ближнего света — это распространенный тип цоколя, который используют в фарах ближнего и дальнего света. Чаще всего тип крепления — штатный с пружинным поджимом.
Распространенные галогеновые лампы в фарах обозначаются как H1, H3, H4, H7, HB3, HB4, R2. Такие же обозначения есть и в светодиодных лампах с тем же цоколем.
Цоколи ксеноновых ламп обозначают по-другому: D1S, D2S, D2R, D3S, D3R, D4S, D4R. При этом маркировка «D_S» нужна для линзовых фар, а «D_R» — для рефлекторных.
Световые характеристики
Важный показатель для ламп — световая температура. Этот параметр означает пропорцию желтого и синего в общем световом потоке. Принцип здесь прост: чем больше желтого оттенка, тем ниже параметр температуры, чем больше синего — тем выше.
Самым комфортным считается аналог солнечного освещения — это белый свет без оттенков. Диапазон температуры обычно от 5 до 6 тыс. К. В это значение идеально попадают ксеноновые и светодиодные лампы.
Важным является и количество света, которое излучает лампа. Это называют световым потоком. Чем он мощнее, тем ярче светит лампочка. Однако в машинах стоит ограничение для ближнего света. Оно должно быть достаточно мощным, но не настолько, чтобы ослеплять водителей. Обычно это 1000 лм для ближнего света и 1650 лм — для дальнего. Погрешность может быть до 15%.
Как выбирать лампы для авто: критерии
Чтобы подобрать лампу для автомобиля, нужно ориентироваться на ее характеристики.
Важно: цоколь в новой лампочке не должен отличаться.
Основные параметры лампы:
- мощность — от нее зависит интенсивность и сила света;
- цветовая температура — желательно выбирать нейтральный тон;
- продолжительность эксплуатации — дольше у светодиодов и ксенона;
- световой поток — определяет яркость света;
- дальность действия — зависит не только от потока света, но и от конструкции фар.
Помните, что поменять тип лампы в фарах нельзя (только если вместе со всей фарой). В других же случаях есть законодательные ограничения. Единственный способ улучшить освещение, но не получить штраф — установить лампу с той же электрической мощностью, но с большей светосилой.
Важен подбор ламп по марке автомобиля: все комплектующие должны быть совместимы с электрооборудованием транспортного средства. Обращайте внимание на модельный ряд, год выпуска.
Как заменить лампочку?
Светодиодные лампочки в фарах часто перегорают по одной, а не все сразу. Их конструкция довольно сложная и требует при работе специфических знаний и навыков. Здесь вам поможет автоэлектрик — обращайтесь к его услугам, а не пытайтесь самостоятельно разобрать фару.
А вот для ксеноновой и галогеновой лампочек таких жестких ограничений нет. Вы можете менять их самостоятельно. Несколько советов:
- В современных машинах по международным стандартам достать лампу можно руками и отверткой — снимать стекла и отражатели не придется.
- Лампы на задних фонарях проще менять внутри багажника — нужно только снять обшивку по углам.
- Для ламп ближнего и дальнего света придется снять всю фару — крепится она в основном на защелках.
- Когда лампу достали, проверьте ее на исправность и подключите к аккумулятору напрямую. Если не загорелась, то меняйте на новую. Если засветилась — ищите проблему в отсутствии напряжения.
Ксеноновые лампы лучше менять парами. Дело в том, что в процессе эксплуатации они «выгорают» и меняют цветовую температуру. Если заменить только одну лампу, то разницу в цвете вы заметите сразу — она будет неприятна глазам.
При замене любой автолампы следуйте инструкции производителя. А при трудностях — обращайтесь в автосервис.
Заключение
Лампочки в автомобиле — это важный элемент безопасности. При выборе подходящего освещения ориентироваться нужно на рекомендации производителя и законодательство. Закон РК довольно строгий в вопросах автомобильного света.
Выбирая новую лампу, оценивайте цвет, мощность, напряжение и светосилу. Но обязательно покупайте лампочку с таким же цоколем, что и у предыдущей. Галогеновые и ксеноновые лампы вы можете менять самостоятельно, а для замены светодиодных лампочек обращайтесь к специалистам.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Финальную отделку стен в доме или квартире обдумывают еще на этапе дизайн-проекта…
Часто вопрос шумоизоляции появляется тогда, когда ремонт уже сделан, а дом обжит…
Перегрев двигателя из-за жары — распространенная проблема. Но игнорировать ее нельзя, поскольку…
Чтобы лето точно запомнилось, добавьте в него активный отдых. А последние месяцы…