Виды фаркопов и их установка
Для начала, давайте определимся что такое фаркоп. Это специальное тягово-сцепное устройство, позволяющее присоединить к транспортному средству прицеп. Фаркоп в РК устанавливается на разные типы авто: от внедорожников до легковых машин.
Многие владельцы техники хотят установить фаркоп на машину. Тягово-сцепное устройство (ТСУ) крепится к раме или кузову автомобиля с помощью сварки или болтового соединения. Вне зависимости от типа соединения, тяговое устройство должно быть изготовлено под конкретную марку и модель авто.
Специалисты рекомендуют доверить установку работникам СТО, имеющим для этого весь необходимый инструмент. Ведь речь идёт не только о прочности соединения, но и о правильном подключении электрических узлов. Неправильно установленный узел или неподходящее к конкретной модели авто сцепное устройство подразумевает штраф за фаркоп в Казахстане (до 15 МРП).
Принцип действия фаркопа достаточно прост. Он увеличивает грузоподъёмность автомобиля, позволяет транспортировать всевозможные прицепы. При этом главное тяговое усилие приходится на раму автомобиля. Современные прицепы оснащены стопами-поворотами, поэтому едущие позади транспортные средства получают информацию о намерении изменить скорость или осуществить манёвр.
Основные виды
Существует несколько видов тягово-сцепных приспособлений. В современных автомобилях используются следующие виды прицепных устройств:
- несъёмные;
- съёмные;
- условно-съёмные.
Несъёмные виды фаркопов намертво приварены к раме авто. Этот способ установки самый просто и самый надёжный. Несъёмный вариант чаще всего используется в ситуациях, когда планируется частое использование прицепа.
Съёмное прицепное устройство для легкового автомобиля подразумевает наличие специального запорного механизма. Установка фаркопа осуществляется в кратчайшие сроки и не требует специального инструмента.
Условно-съёмный вариант предполагает использование набора ключей для монтажа и демонтажа устройства. Такие ключи есть у каждого автомобилиста, а процесс установки и снятия осуществляется всего за несколько минут.
Классификация по допустимой нагрузке
Некоторые автомобилисты ошибочно считают, что тягово-сцепное устройство — предельно простая конструкция, которая не особо отличается для разных автомобилей. На самом деле, это не так. Каждое из таких изделий учитывает конструкционные особенности конкретной марки и модели. Кроме того, существует отдельная классификация по допустимой нагрузке. Согласно этой классификации, существуют следующие типы:
- А — условно-съёмный шар на двух болтах, который снимается с помощью гаечных ключей (наиболее распространённый вариант);
- В — съёмный полуавтоматический вариант, в котором крюк фиксируется центральной гайкой;
- С — быстросъёмный фаркоп горизонтального или вертикального присоединения (простейшая отделяемая конструкция, где палец фиксации выполнен со смещённым центром или в виде усечённого конуса);
- Е — шар на гайке для американского типа фаркопа;
- F — условно-съёмный кованый вариант с двумя отверстиями, который крепится с помощью двух болтов М16 (имеет 2 типа положения по высоте, и в большинстве случаев используется на внедорожниках);
- G — условно-съёмный кованый шар с 4 отверстиями крепления для болтов М12 (может регулироваться по высоте, если в основании 6 и более отверстий, также используется во внедорожниках);
- Н — крюк вварен в раму, а сама конструкция неразборная;
- V — похож на тип F и G, но отличие заключается в отсутствии возможности регулировки по высоте (на шаре и основании одинаковое количество отверстий);
- N — универсальный с 4 отверстиями (есть 3 модификации, в которых отличается межцентровое расстояние и диаметр крепёжных отверстий).
От типа зависит горизонтальная и вертикальная нагрузка на фаркоп. Например, тип А способен выдержать вертикальную нагрузку до 150 кг на сам крюк, и способен транспортировать прицеп с весом до 1500 кг. Для сравнения тип F подходит уже для буксировки прицепа с весом до 2000 кг.
На какие машины можно устанавливать фаркоп
Перед тем, как поставить фаркоп на своё транспортное средство, необходимо свериться с руководством по эксплуатации к технике. Даже если автомобиль достаточно старый, такую информацию всегда можно найти в интернете.
Единственный запрет — даже если на конкретной модели предусмотрена возможность установки тягово-сцепного устройства, нельзя устанавливать на неё фаркоп кустарного производства. Это грубое нарушение законодательства, которое грозит крупным штрафом.
Какой фаркоп выбрать
Главное правило выбора — соответствие ТСУ конкретного автомобиля. Не нужно пытаться устанавливать фаркоп с улучшенными характеристиками, которые позволят автомобилю транспортировать ещё более нагруженный прицеп.
Производители техники точно указывают предельно допустимые нагрузки, которые превышать нельзя. Такая опасная эксплуатация увеличивает риски возникновения ДТП из-за снижения управляемости.
Установка фаркопа
Многие автомобилисты желают провести установку автозапчасти на своё транспортное средство. Прежде всего, необходимо само тягово-сцепное устройство, которое подходит для конкретной модели авто.
Какие запчасти и инструменты нужны
Для начала потребуется сам фаркоп для авто. Кроме того, будут нужны следующие инструменты:
- свёрла для металла и дрель;
- гаечные ключи;
- отвёртки;
- средство для антикоррозионной обработки;
- пассатижи;
- паяльник;
- изолента;
- нож;
- термоусадочная трубка.
Работы по установке проводятся в смотровой яме гаража или на эстакаде.
Прикрепление фаркопа
Когда все необходимые инструменты в наличии, переходят к установке. Последовательность действий по монтажу тягово-сцепного устройства выглядит следующим образом:
- Машина загоняется на смотровую яму или эстакаду.
- Отсоединяются клеммы аккумулятора.
- Перед началом работ лучше освободить багажник от предметов.
- Снимается бампер (может мешать работе).
- При необходимости проводится разметка.
- Если нет крепёжных отверстий на детали, то их делают с помощью дрели и обрабатывают антикоррозионными составами перед установкой.
- Фаркоп устанавливается, затягиваются болты с помощью ключей соответствующего размера.
- Для надёжности крепления используются специальные накладки, для монтажа которых могут потребоваться дополнительные отверстия.
Таким образом, при наличии инструмента и соответствующих условий, работы можно выполнить даже самостоятельно.
Электронное подключение фаркопа
Обычно в комплект покупки детали входит полный комплект электроники. Но иногда придется отдельно докупить набор, в который входит пластина крепления, 7- или 13-жильная розетка, комплект номеров, схема. Следующие шаги помогут провести подключение:
- В днище багажника обычно уже есть специальное отверстие, куда подключается розетка фаркопа, но иногда нужно самостоятельно проделать его.
- После монтажа розетки проводится провод через отверстие в багажнике.
- Для удобства подключения, каждый провод помечен своим цветом.
- Процесс должен быть аккуратным и точным, необходимо тщательно зачищать каждый провод.
- При необходимости, каждый провод изолируется с помощью термоусадочной трубки или изоленты.
- Концы проводов соединяются с помощью пайки.
- Соединения должны быть проверены и заизолированы во избежание короткого замыкания.
- Проверяется корректность соединения проводов.
- Провода закрепляются внутри обшивки багажника.
После производится контрольная проверка проведённых работ, тестируется корректность работы после отсоединения. После этого возможна эксплуатация прицепа.
Советы и предупреждения касающиеся самостоятельной установки
Рекомендуется проводить самостоятельную установку только при наличии опыта подобных работ, указанных выше инструментов и условий. Недопустимо проделывать дополнительные отверстия в фаркопе, которые не предусмотрены производителем. Также запрещено сверлить элементы ходовой. Перед креплением ТСУ нужно убедиться, что оно симметрично установлено.
Намного проще и безопаснее доверить монтаж специалистам. Кроме того, процедура установки не будет стоить дорого. Найти предложения СТО в своём городе можно с помощью OLX.
Нужно ли регистрировать фаркоп в Казахстане
Если речь идёт об установке заводского тягово-сцепного устройства, то у сотрудников полиции не должно возникнуть никаких вопросов. Установка такой автозапчасти не является переоборудованием конструкции авто, поэтому её регистрация не нужна.
Не может быть и речи об установке конструкции без регистрации, которая не предусмотрена производителем. Для согласования монтажа потребуется регистрация фаркопа.
Как зарегистрировать фаркоп
Регистрация фаркопа в Казахстане нужно только после переоборудования конструкции, которое требует получения соответствующего разрешения. Для согласования изменений необходимо подать заявление в территориальное подразделение управления административной полиции. В заявлении указываются:
- сведения о владельце;
- марка и модель автомобиля;
- год выпуска транспортного средства и его государственный номер;
- мотивированное предложение по существу предлагаемых изменений;
- дата составления заявления.
Подразделение полиции принимает решение о возможности внесения изменений в конструкцию. Если ответ положительный, то фиксируется порядок внесения изменений в конструкцию и проводится оценка соответствия требованиям технического регламента.
На основе проведённых экспертиз и проверок соответствующими органами, владелец транспорта получает соответствующий документ с заключениями аккредитованных организаций. Документ позволяет внести изменения в свидетельство о регистрации транспортного средства. В специализированных центрах обслуживания населения знают как указывается фаркоп в техпаспорте.
Последние статьи
А вы знали, что 9 февраля во всем мире празднуется День безопасного…
Как показывают данные 2019 года, в Казахстане много работы, но не хватает…
Начальники бывают разными. Вспомните Билла Ламберга из «Офисного пространства», Миранду Пристли из…
Возможно, на OLX вы получили ошибку, сообщающую о том, что в вашем…
Подарки для новорожденного могут быть практичными, приятными, традиционными или необычными. Самый простой…
Смартфон уже не выполняет для человека функцию «только для связи». Это полезный…